Ну что за направленность мозгов такая? Почему про “звезду” 32.08 с которым не то чтоб не сложилось — чуть не подрались на почве идейных разногласий, без подготовки выдам 15-минутный издевательский спич с четырьмя эпиграфами, а о близких мне людях… Умнейший Михаил Кордонский, Светка Смирнова — да без нее Ульяновска нет, так — дырка в карте, а маленький принц Петрозаводска Денис Рогаткин (или уже молодой король?), Наташа Масленникова, Надя Ишкулова, Володя Борзенков… Я их очень люблю, но сказать что-то внятное…
Захотелось услышать Пастернака. Борис Натаныча. Один из моих учителей, в журналистике и жизни; в журналистике, может, не совсем — ушел я (или не дошел). Создатель команды и серый кардинал, вечный замглавред — “Рабочей смены”, “Паруса”, “Огонька”, да и теперь…
Не пересекались много лет, вспомнит ли? Визиткой козырять любой дурак сможет, правда, для него у меня персональная… Перед входом в разорённую и осквернённую, переименованную редакцию продолжала висеть плита с девичьей фамилией “Рабочая смена”. Было противно; замерил размеры, уточнил крепёж… Быстро бежать не получилось — тяжелая штука. Передавая Б.Н., буркнул что-то типа: “Эта вещь может быть только у вас”. Но прошло уже лет десять…
Напоминать не понадобилось. Нет, всё-таки здорово — услышать хорошего человека, пусть и в телефоне! При чем здесь Луна? Полушутя предложил: “Ваше издание — мировой бренд. Как такая идея — …” Мужик умный, въехал сразу — дескать, будь у меня 20 миллионов, на это бы не потратил. Я тоже знаю лучшее им применение, но идея достаточно прикольна.
Копался в биографиях космонавтов — обалдел. Номер 176, Хенайз Гордон, один полёт. Умер от дыхательной и сердечной недостаточности. При восхождении на Эверест. В 67 лет. Номер 20, Конрад Питер, четыре полёта, третий человек, ступивший на поверхность Луны. Разбился, но в 70 лет и на мотоцикле. Блин, наши ребята.
Номер 3, Гленн Джон Хершел, два полёта, первый космонавт США (кажется, даже американцы уже не относят к космосу ни проект Х-15, ни 15-минутные скачки за стратосферу “Mercury”, вдогонку Гагарину). Но! Второй раз он полетел в 1998-м, на 78 году жизни. Умеют американы делать шоу, такой подарок национальному герою!
А Леонову в этом году только семьдесят. Почему именно он? Николаев, Попович, Быковский, Феоктистов — не культовые фигуры, Гагарина, Титова, Комарова, Егорова и Беляева уже нет, Терешкова еле вытянула и в 26 лет. Как это возможно сделать? Шумная акция (“Известия” — в самый раз) имеет свои минусы — времена изменились. Эта власть давления не любит. Остаётся или полёт туристом (издевательство, конечно, опять же политика — а ну как $20 млн. оплатит опальный олигарх, с народа собирать рука не подымется — поважнее целей выше крыши), или американцы — он им совсем не чужой. Ценят его побольше нашего (я даже не об “Одиссее-2”, где и корабль “Алексей Леонов”, и его картина в кают-компании), достойный противник — и почти герой США. Вышел в открытый космос первым (по сию пору комплексуют) — 1:0. На Луну не полетел — 1:1 ( готовился как командир первой советской лунной экспедиции — программа свёрнута после высадки Армстронга; правда, не грохнись при старте в 68-м безномерной Луноход — ещё вопрос, чей флаг стоял бы в Море Спокойствия). Но — первый иностранец на американском корабле, к тому же последнем из лунной серии («Союз — Аполлон») — 2:2, боевая ничья. Но челнокам ещё долго стоять на приколе… Похоже, Леонову не светит. А жаль!
Живой журнал, 23 мая 2004